среда, 23 января 2013 г.

Фабричные воспоминания о Великой Отечественной войне


22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу Родину. Начался новый, тяжелейший период в жизни советского народа – Великая Отечественная Война…

С первого дня войны началась мобилизация в действующую армию. В последнюю субботу в клубе имени И.А. Трусова шла обычная жизнь, молодежь занималась в кружках, веселилась. Но затем клуб преобразился: в нем разместился сборный пункт  Пролетарского военкомата. С утра и до вечера он был переполнен.


В цехах по окончании призыва состоялись собрания, на которых единодушно приняли резолюцию: «Женщины – ткачихи, ветерщицы, банкоброшницы обязуются овладеть новыми профессиями и заменить ушедших в ряды Красной армии мужчин. Все женщины обязуются не только сдать нормы ПВХО, но и стать в ряды народного ополчения и защищать свою фабрику».

Станки ушедших на фронт продолжали работать. На первых порах их обслуживали соседние ткачихи: перейдя на более твердое уплотнение, они обслуживали до 12-14 станков. Потом к станкам, встали отцы, дети фронтовиков, пенсионеры. Среди них была старейшая прославленная ткачиха «Вагжановки» пенсионерка П. А. Жандарова, удостоенная правительственной награды. Несмотря на преклонный возраст, она постоянно перевыполняла нормы и помогала молодым.

Пополнение рядов рабочих за счет людей старшего возраста и подростков потребовало организации их обучения, повышения квалификации тех, кто отчасти утратил производственные навыки. Была перестроена работа стахановских школ так, чтобы в самые сжатые  сроки в них можно было обучить новичков производственной специальности.

Особый подъем царил в передовом пятом ткацком цехе, которым руководил И.Ф. Федоров. Каждая ткачиха, каждый помощник мастера стремились не только выполнить, но и перевыполнить плановые задания. Самому Ивану Федоровичу было уже 65 лет, но он не ушел на пенсию. С утра и до позднего вечера он помогал помощникам мастера обеспечивать бесперебойную работу, организовывал труд ткачих. «Каждый дополнительный метр ткани, - твердил Иван Федорович рабочим, - наш вклад в укрепление обороны и победу». Ткачи отвечали конкретными делами. Комплект помощника мастера Тороповой изо дня в день перевыполнял нормы. Большинство ткачей перешли на повышенное уплотнение. Смазчики лентобанкоброшного отдела стали обслуживать по два комплекта вместо одного. Многие слесари работали за четверых, некоторые помощники мастера выполняли одновременно обязанности возильщиков пряжи. Девушки – ткачихи заменяли ушедших на фронт ремонтировщиков.

В прядильном производстве стали работать помощниками мастера ватерщицы и банкоброшницы. Заменили ушедших на фронт отцов и братьев учащиеся текстильного техникума. Даже дети изо всех своих еще маленьких сил помогали взрослым.

Безграничный патриотизм работниц фабрики еще раз проявился при создании народного ополчения и групп самозащиты, в которые вступали и девушки, и пожилые женщины. Сколько скромного и истинного героизма проявили они! Вступая в ряды народного ополчения, инструктор по ткачеству К.В. Зубочкина писала: «Мне 58 лет, но это не помешает хорошо изучить винтовку и метко разить врага». Работницы 9-го и 1-го ватерных комплектов вместе со своими помощниками мастера Е. Жиловой и Е. Лобановой вступили в народное ополчение всей сменой. Ватерщица 8-й стахановской бригады А.В. Ульянова не только ежедневно перевыполняла нормы выработки, но и самоотверженно работала в группе самостоятельной защиты дома №1. Много сил, старания отдали военному обучению комсомольцы. В ответ на призыв оборонного актива фабрики имени Володарского они решили подготовить к сдаче норм на значок ПВХО всех работников фабрики, создать объектовую сандружину из 60 человек, группу по подготовке медсестер с полуторагодичным сроком обучения. Всех юношей, подлежащих призыву в армию обучить по программе допризывной подготовки, к концу года иметь на фабрике 1200 членов Осовиахима и 1000 человек РОКК.

Работая в невероятно трудных условиях, женщины "Вагжановки" старались как можно больше сделать для победы. По инициативе комитета комсомола во всех сменах создавались дружины РОКК. В их ряды первыми вступили планочница К.В. Морозова, ткачиха Е.С.Афанасьева, ватерщица Н.С. Коркина. Они и многие другие работницы постоянно отдавали свою кровь, чтобы помочь раненым воинам быстрее вернутся в строй. На городских курсах медсестер без отрыва от производства обучались десять девушек во главе с секретарем  комсомольской организации Марией Цыгановой. После окончания курсов они первыми ушли на пополнение медицинских подразделений 31-й армии Калининского фронта.

Мария Александровна Цыганова участвовала в боях на фронте и в партизанском отряде, награждена орденом  Отечественной войны 2 степени, медалями "Партизану Отечественной войны", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". После войны она вернулась на "Вагжановку" , и за трудовые успехи неоднократно награждалась правительственными наградами и продолжает трудиться сейчас.

Сандружинницами ушли на фронт Нюра Алапова, Маруся Павлова, Шура Орлова, Маша Егорова, Поля Горшкова, Тоня Мановетова, Тоня Славина, и десятки других девушек,Ю воспитанных славным фабричным трудовым коллективом.

Поистине материнскую заботу проявляли работники фабрики о раненых воинах. Они часто бывали в госпиталях, помогали медикам и раненым. В августе 1941 года рабочие собрали на подарки бойцам 12 тысяч рублей, группа работниц приготовительного отдела участвовала в оборудовании и оформлении красного уголка в эвакогоспитале. В сентябре при фабкоме была создана комиссия по сбору теплых вещей для бойцов. Никто не стоял в стороне от  этого благородного дела. В действующую армию отправили сотни теплых вещей, а многие работницы  добровольно решили после работы шить дома белье для отправки на фронт. По инициативе профсоюзной организации во всех цехах и отделах  решили один день в месяц работать в фонд обороны. Успешно размещались среди коллектива фабрики Государственные займы . С первых дней мобилизации фабком взял на себя опеку семьи красноармейцев. Красноармейские семьи в первую очередь обеспечивали квартирами, определяли детей воинов первыми в детские сады и ясли, снабжали топливом.

13 октября фабрика подверглась бомбардировке фашистской авиации, была полностью разрушена и выведена из числа действующих предприятий. Уцелевшие ценности разграбили гитлеровцы во время оккупации города.

Стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и поврежденного имущества составляла свыше 82 млн. рублей, общий же ущерб, причиненный фабрике, исчислялся почти 87 млн. рублей.

Разрушения были настолько велики, что на полное восстановление "Вагжановки" потребовалось около десяти лет.

В первом полугодии 1942 года фабрика смогла выпустить лишь 6 тонн ваты и 500 кг ниток. К этому времени было восстановлено всего 20 чесальных машин, 2 ленточных, 5 перегонных и 8 тонкоброшей.



Автор: Г.Павлов кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС КГУ