четверг, 16 февраля 2012 г.

Текстильная промышленность в России...



Автор: Алексей Чичкин


Наши ткани конкурентоспособны, разработки перспективны. Текстильная индустрия остаётся градообразующей в трети субъектов федерации. Но…



Борис Фомин © РИА «Новости» / Михаил Фомичев.
– По объёму продаж текстильный рынок РФ – второй после продовольственного. Но отечественных товаров на нём – лишь пятая часть. Остальное – легальный импорт (42%), незаконно ввезённая и контрафактная продукция (свыше трети). Такой расклад бьёт и по производителю, и по бюджету. Неполная загрузка, а то и остановка производства на четыре и более месяцев характерна для многих предприятий, особенно тех, что работают на хлопке – из-за его постоянного удорожания и недостаточности поставок по импорту.
Среди основных проблем отрасли – низкий технический уровень производства, недостаток инвестиций для его обновления, зависимость отечественных производителей от мирового рынка сырья.
В 90-е в коридорах власти приходилось слышать, что «текстильная промышленность нам, по большому счёту, и не нужна. Чего недостаточно – завезём по импорту». Сегодня у власти есть понимание не только экономической, но и социальной роли текстильной индустрии. Разработана и принята «Стратегия развития лёгкой промышленности России на период до 2020 года». По этому документу предусматривается довести долю российских товаров на текстильном рынке страны до 50%. Причём 46% составит инновационная продукция.
Государство оказывает отрасли базовую поддержку. Это, прежде всего, субсидирование ставок по кредитам на сезонную закупку сырья и материалов, на техническое перевооружение.
– Что предлагается для роста конкурентоспособности наших предприятий?
– Первое: вернуть инвестиционную льготу. То есть освободить от налога прибыль, направляемую на техническое перевооружение. Так, например, давно практикуется в Турции, Китае, Иране, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, а также в Белоруссии и Туркмении.

Фото: Владимир Бурнов / «Файл-РФ».
Второе: освободить от налога на имущество обновлённые производственные основные фонды на первые три года после ввода в действие. Это тоже широко практикуется в ближнем и дальнем зарубежье.
Третье: реструктурировать задолженность текстильных предприятий по кредитам, образовавшуюся из-за резких колебаний мировых цен на хлопок.
Четвёртое: разработать механизм участия государства в сезонных закупках сырья для текстильной индустрии, включая систему интервенций – по примеру регулирования внутреннего рынка зерна.
Пятое: образовать в рамках Таможенного союза комиссию по незаконно ввезённой и произведённой текстильной продукции.
– Борис Михайлович, а какова ситуация в льняном комплексе? Многие столетия эта отрасль была витриной нашей экономики. Но с конца 70-х  начала 80-х льноводство запустили. Как, впрочем, едва ли не всё в Российском Нечерноземье. Вместе с «неперспективными деревнями» фактически ликвидировали и отрасль…
– Возделывание и переработка льна – это стержневое, традиционное направление сельского хозяйства и лёгкой промышленности России. Льносектор может стать точкой роста всего текстильного комплекса страны. Но требуется по примеру других – особенно Белоруссии, Китая или, например, Франции, – более существенная поддержка развития отрасли государством.
В 2010-м доля РФ в общемировом производстве льноволокна достигала лишь 9%. Это четвёртое место в мире. А вот Белоруссия, где посевные площади намного меньше, даёт 11%. На первом месте Китай: 38%, на втором – Франция: 17%.
В 1981 году валовой сбор льноволокна по РСФСР составлял 152 тысячи тонн, в 2010-м – только 36 тысяч. Объёмы государственных субсидий на его производство, разработку и использование современных технологий уже который год отстают, и весьма существенно, от реальных совокупных потребностей и, соответственно, расходов льняного комплекса. Даже с учётом бюджетной поддержки рентабельность отрицательная.

Фото: Владимир Бурнов / «Файл-РФ».
Между тем, в последние годы быстро растёт спрос на натуральные волокна, в том числе на льняные, и тенденция сохранится как минимум в ближайшее десятилетие. Свыше 30 субъектов федерации культивируют это производство. Разработана отраслевая программа «Развитие льняного комплекса России на 2008–2012 годы». Предусматривается более чем трёхкратный рост производства семян льна-долгунца. Объём выпуска льноволокна в 2012–2013 годах должен быть удвоен по сравнению с 2008–2009-м.
Хочу подчеркнуть, что развитие льняного комплекса позволит создать более 150 тысяч новых, причём стабильных рабочих мест в 36 субъектах федерации.
Таким образом, подъём льняного производства и в целом текстильной промышленности на основе собственной сырьевой базы представляется стратегическим приоритетом. В этой связи необходимо разработать и принять федеральную целевую программу «Развитие льняного комплекса России до 2020 года». Эту идею уже поддержали главы 12 регионов.
В государственно-частном партнёрстве реализуются долгосрочные планы, предусматривающие выпуск большего ассортимента высококачественной льнопродукции. Пилотный инвестпроект «Развитие льняного комплекса Вологодской области» предусматривает комплексную модернизацию и техническое перевооружение региона на новой технологической основе, наращивание собственной сырьевой базы и производства готовой продукции путём развития межотраслевой и межтерриториальной кооперации.
В связи с резким удорожанием хлопкового сырья – в 2,5–3 раза только за последний год – обеспечение текстильной промышленности льноволокном, естественно, приобретает ключевое значение. На что и направлены проекты, аналогичные вологодскому. Задача посильная, если учесть географию льноводства и наши традиции в этой отрасли.
Кстати:
На Юге России планируется после 60-летнего перерыва восстановить промышленное хлопководство. Результаты эксперимента, проведённого этим летом в Астраханской области, признаны удовлетворительными. На пяти гектарах, засеянных хлопком, достигнута конкурентоспособная урожайность. А по рентабельности производства старо-новая культура опередила традиционную – арбузы. По мнению замдиректора департамента лесной и лёгкой промышленности Минпромторга Олега Кащеева, в государственно-частном партнёрстве в ближайшей перспективе – по крайней мере, к 2020 году – можно провести поэтапное импортозамещение сырья в этом секторе.
Однако рентабельным хлопководство, по данным аграрного комитета Астраханской областной думы, будет только при урожайности не менее 13 ц/га и применении современной уборочной техники. На их приобретение потребуется 25–30 миллионов рублей в текущих ценах. Потребителями астраханского «белого золота» намерены стать, к примеру, текстильные предприятия Ивановской области и Белоруссии. Которые могут быть в рамках ГЧП соинвесторами соответствующего проекта.
Борис Фомин считает, что восстановление хлопководства на Нижней Волге (а с конца 1930-х до начала 1960-х эта культура возделывалась также в Дагестане и на юго-востоке Ставрополья), благоприятно скажется как на обеспечении переработчиков сырьём, так и на внутренних ценах по всей продуктовой линейке текстильной промышленности.
Фото: feodosia.net