четверг, 29 декабря 2011 г.

Кто такой Вагжанов?


Александр Петрович Вагжанов родился 22 (9) августа 1877 г. в Ямской Слободе, Никулинской волости, Тверского уезда и губернии, (ныне ул. Вагжанова города Твери), в семье рабочего. Его отец, Петр Антонович, был потомственным пролетарием. Много лет он работал ткачом на Тверской мануфактуре (сейчас ТЦ «Рубин») 

Тверская мануфактура

и затем на Рождественской мануфактуре. За резкие столкновения с хозяевами Петр Антонович неоднократно увольнялся с фабрик и был занесен в «черный список».

Рождественская мануфактура, репродукция 1910 года

В семь лет Александр пошел учиться в школу. Учеником он был способным, был первым в классе. Но тяжелое материальное положение семьи заставило его рано начать заботиться о куске хлеба. В двенадцать лет он пошел работать на стекольный завод, а через год поступил на фабрику Берга. После трех лет работы на фабрике, ткач Александр Вагжанов был уволен, так как не поладил с хозяином. Затем А.П. Вагжанов работал на фабрике Морозовых в Твери, на Завидовских фабриках, а в 1896 году уезжает в Петербург.

Несмотря на то, что Вагжанову тогда было только 18 лет, он уже испытал на себе ярмо капиталистической эксплуатации. В Петербурге он поступил на фабрику Чешера, где познакомился с передовой молодежью. Позднее за организацию стачки А. П. Вагжанов был выслан из Петербурга на родину, в Тверь, где в 1899 году был призван на военную службу. После окончания военной службы А. П. Вагжанов в 1903 году вернулся в Тверь и поступил на фабрику Берга.

фабрика АО "Воронин, Лютш и Чешер"

К этому времени в крупных промышленных городах России под руководством ленинской газеты «Искра» создавались местные комитеты РСДРП.
газета "Искра"

Тверской комитет РСДРП был создан 1 мая 1902 тода. Под его руководством социал-демократическая организация города Твери значительно выросла и в 1908 году насчитывала около 300 человек. Рабочие социал - демократические кружки имелись на всех крупных предприятиях города Твери: фабрике Морозовых, вагоностроительном заводе, фабрике Берга, фабрике Залогина, стекольном заводе Курова. 

В 1903 году среди тверских рабочих вели пропаганду марксизма такие видные деятели большевистского подполья и замечательные пропагандисты, как П. Ф. Куделли, К. Н. Громова-Самойлова, Ц. С. Зеликсон-Бобровская и другие.

В Твери А. П. Вагжанов вошел в социал-демократический кружок на фабрике Берга. Занятия в этом кружке проводила пламенная большевичка Конкордия Николаевна Громова-Самойлова («Наташа»). Среди членов рабочего социал-демократического кружка фабрики Берга А.П. Вагжанов считался развитым и энергичным членом партии. Он активно участвовал в работе социал-демократической – организации, был тесно связан с рабочими и пользовался среди них большим авторитетом, хранил и распространял нелегальную литературу, ежемесячно собирал в партийную кассу до 20 рублей.


Осенью 1903 года в этом кружке были обнаружены два провокатора. Одного из них члены кружка подстерегли вечером на огороде и убили. Охрана арестовала более десяти рабочих, в том числе А.П. Вагжанова.


После полуторамесячного заключения, за недоказанностью обвинения, А.П. Вагжанов был освобожден под особый надзор полиции и после этого мобилизован в армию на войну в Маньчжурию. В армии он вел агитацию против войны, за поддержку революционных выступлений рабочих и крестьян.

Бьл такой случай. В 1905 году полк, в котором служил телефонистом А.П. Вагжанов, стоял под Владивостоком. Ввиду больших волнений среди рабочих Владивостока и солдат гарнизона власти просили прислать этот полк «для водворения порядка». Приняв телефонограмму, А. П.Вагжанов не передал ее начальству, а послал своего товарища за один - два километра от аппарата перерезать телефонные провод. Когда полк все же был послан во Владивосток, солдаты стали брататься с рабочими. Полк был отправлен обратно в Россию.

После демобилизации из армии в 1906 году А.П. Вагжанов устроился работать на фабрику Берга в Твери и с головой ушел в революционную работу. В конце 1906 года А. П. Вагжанов был избран, членом Тверского комитета РСДРП. Большевики в это время перестраивали работу, применяли новую тактику бойкота Государственной думы и использовать думу для работы с массами, для привлечения рабочих и крестьян на сторону большевиков.

В соответствии с этими указаниями Тверской комитет РСДРП провел большую работу в массах, и кандидатом в депутаты II Государственной думы от рабочих Твери ,выдвинули А.П. Вагжанова, как наиболее авторитетного и стойкого борца за дело рабочего класса.

Молебен в честь открытия II Государственной думы

21 января 1907 года состоялись выборы членов II Государственной думы от Тверской губернии. По рабочей курии депутатом думы был избран рабочий большевик А.П. Вагжанов. Он вошел в социал-демократическую фракцию II Государственной думы.

Под руководством Тверского комитета РСДРП тверские рабочие выработали наказ своему депутату. В нем указывалось, что основная задача рабочего депутата заключается в организации и сплочении масс, в развитии их самосознания, в революционной борьбе против помещичье - самодержавного строя. «Наказ депутату Государственной думы от Тверской губернии рабочему А. П. Вагжанову» начинался следующими словами:

«Дорогой товарищ наш Александр Петрович! Посылая тебя депутатом в Государственную думу, как. представителя и защитника интересов рабочих и крестьян, мы глубоко верим и надеемся, что ты не оста­новишься ни перед какими опасно­стями и преградами в борьбе за освобождение истерзанного и разо­ренного высокопоставленными хищниками народа. Перед нами глухой и мрачной стеной стал отживший строй, строй, который столько ве­ков давил и разорял народ, держал его в темноте, невежестве и рабстве , и привел страну на край гибели. Этот строй не хочет открыть для народа дорогу к счастью, свету, свободе. Мы ждем от тебя, товарищ, чтобы ты вместе с другими представителями народа, доверил дело освобождения родины от гнета насильников и добился для народа всей земли и воли».

В «Наказе» выдвигались ближайшие задачи: 

1.ассигнование средств для помощи голодающим крестьянам и безработным;
2.полная амнистия политическим заключенным;
3.принятие законов о полной свободе слова, печати, собраний, союзов, стачек;
4.отмена смертной казни;
5.отчуждение помещичьих, казенных, монастырских земель в пользу крестьян без выкупа;
6.восьмичасовой рабочий день и принятие закона о государственном страховании; 7.всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании.

Таким образом, в «Наказе» были выдвинуты большевистские требования. Нетрудно понять, какое большое значение для политического воспитания, и для организации масс имело обсуждение этого «Наказа» на собраниях рабочих. Обсуждение «Наказа» дало возможность Тверскому комитету РСДРП широко разяснить рабочим и крестьянам тактику большевиков, необходимость продолжения борьбы против самодержавия.


Проводы А. П.Вагжанова в Петербург (II Государственная дума заседала в Петербурге, в Таврическом дворце) превратились в мощную политическую демонстрацию тверских рабочих и крестьян близлежащих селений. А. П.Вагжанов обратился к провожавшим с краткой речью. Он сказал: «Я все сделаю, что в моих силах, а если понадобится отдать жизнь – отдам».

При первой возможности А. П.Вагжанов стремился в Тверь. Он был членом Тверского комитета РСДРП, имел тесную связь с народом. К каждому его приезду в Тверь полиция относилась очень настороженно, преследовала его по пятам. В апреле 1907 года А.П. Вагжанов приехал в Тверь. Его приезд встревожил местную власть. За ним был установлен тщательный надзор. Полицмейстер доносил Тверскому губернатору: «Сегодня, 3 апреля, в город Тверь прибыл к родным, член Государственной думы, бывший рабочий Берговской фабрики А. П.Вагжанов».

Во время приезда в Тверь А. П. Вагжанов часто бывал в Первитинской волости, Тверского уезда, где беседовал с крестьянами. Губернатору доносили, что смысл его речей заключается в том, что при самодержавии нельзя рассчитывать на улучшение дел, необходимо народовластие. Аграрный вопрос Александр Вагжанов рекомендовал разрешить крестьянам самим, сплотившись. Платить помещикам за землю не стоит, так как они не платили за нее сами. Тверской губернатор, в свою очередь, представлял сведения о поведении А.П. Вагжанова министру внутренних дел.

По поручении. Социал-демократической фракции Вагжанов готовился к выступлению на заседании II Государственной думы по вопросу о социальном страховании рабочих. Но выступать ему не пришлось. 3 июня 1907 года II Государственная дума была разогнана царским правительством, а социал-демократическая фракция арестована. Был арестован и заключен в тюрьму А.П. Вагжанов.

22 ноября 1907 года состоялся суд кад социал-демократической фракцией II Государственной думы. Часть депутатов была приговорена в каторге, часть к ссылке на поселение. А.П.Вагжанов был приговорен к четырехлетней каторге с последующей ссылкой в Сибирь на поселение.

Будучи в тюрьме и ссылке, он не прерывал связи с тверскими рабочими, постоянно писал в Тверь. О жизни А.П.Вагжанова в период тюремного заключения, каторги и ссылки можно узнать из его писем, записок, дневников, которые носят следы цензуры. Из Петербургской тюрьмы и из Сибири он прислал родным, и знакомым много писем. Письма передавалась товарищам и друзьям А.П. Вагжанова, читались в рабочих кружках.

«Радуюсь я тому, что письма мои не исчезают бесследно, не превращаются в пустой звук», пишет он в одном из своих писем. Он постоянно интересовался жизнью тверских рабочих, просил писать ему обо всем подробней. В письме от 7 декабря 1908 г. он пишет: «По своему складу характера я никогда не могу быть человеком, который выбивает среднюю линию. Я самоуверен, самонадеян и для меня лучше быть разбитым впрах, чем идти «черепашьим шагом под музыку хандры». Тюрьма не сломила боевого духа Александра Петровича, его стремления к борьбе за счастье народа. В одном из его писем читаем: «Я ведь совершенно не думаю умирать в тюрьме, готовлюсь к будущей жизни, и не пассивным ее созерцателем».

Непреклонный большевистский характер чувствуется в его словах: «Пока  прошений я никуда не подавал и подавать не буду». В годы реакции А.П. Вагжанов не пал духом, с надеждой писал он о будущем, подбадривал и вселял уверенность в товарищей по работе в тверском подполье. «Не все время будет так как не должно быть, - пишет он в одном из писем. - Если положение наше скверно, то нет причины говорить, что оно безнадежно...Если в обществе назрела нужда в реформе, то ее сколько ни откладывай, сколько ни борись за «матушку старину», а придется провести здоровую реформацию».

А.П. Вагжанов призывает не склонять голов перед врагами, стойко и мужественно продолжать борьбу за счастье народа. Он писал: «Пусть некоторые «порядочные», люди называют нас «безумцами». Да здравствуют безумцы, которые не склонили головы! Да здравствуют они, на которых вымещает свою злобу реакция, которых рвет она, треплет, гноит в тюрьмах! Которые переносят это, горячо веря, что ни казни, ни тюрьмы, ни каторга, ни голодный тиф не остановят колеса иистории и не предотвратят грядущей победы светлого обновления человечества».

А. П. Вагжанов не терял времени зря, в тюрьме он изучил марксистскую теорию и готовился к новым схваткам с врагами рабочего класса. О стремлении к знаниям А.П. Вагжанова видно из следующих слов его письма, написанного из тюрьмы: «Сейчас прохожу психологию и логику, ибо думаю заняться философией. Мое социальное мировоззрение необходимо подкрепить философскими основами... У иннтеллигентов к двадцати годам вырабатывается широкий взгляд на вещи, а у нас он приобретается годами, когда достаточно поносишь на своих плечах господ бергов».

С огромным уважением относился А.П. Вагжанов к женщине-работнице. В письме от 3 декабря 1909 года он глубоко анализирует положение работницы, в капиталистическом обществе, говорит о ее роли в грядущей революции. А.П. Вагжанов писал: «Большинство из нас и не подозревает, что такое женщина - пролетарка; не подозревает, какая сила сокрыта, в груди ее. Наша женщина вполне разделяет все бури и невзгоды, встречающиеся на пути жизни мужа, даже берет большую их половину. Когда бывает сражен бедою ее спутник (муж) - она продолжает бороться одна. Гнется, гнется, но совсем не ломается, Она знает, что ждет ее впереди, но открыто идет навстречу грозе и проклятию и вступает с ними в бой. Она, как львица защищает своих детей от голода загораживая их собой и если она все же справляется с голодом, не дает ему победить себя, то значит: сильна она, наша женщина - пролетарка; она сильна и способна сражаться». Весной 1910 года его с группой политических отправляют из Петербурга в Сибирь, заключают в Акатуевскую каторжную тюрьму, известную; своим невыносимым режимом.

Весной 1911 года после отбытия каторги, А.П. Вагжанова ссылают на поселение в село Большереченское. После приезда жены ему разрешают поселиться в Сретенске, для того, чтобы подыскать работу. Здесь он поступает в «Амурское общество пароходства и торговли». На следующий год 9 января рабочие Амурского общества забастовали. Власти забеспокоились, приехал жандармский ротмистр, начались допросы рабочих. Но все безрезультатно, улик против А.П. Вагжанова никаких нет. Тогда вызвали А.П. Вагжанова и сказали ему: «Хотя данных нет, но все-таки это не без вас. Когда вас не было, здесь рабочие не знали, что такое «9 января». А.П. Вагжанова сразу же отстранили от работы.

Десять лет, вплоть до февральской революции 1917 года, А. П. Вагжанов сидел по тюрьмам и находился в сибирской ссылке. Все эти годы он оставался твердым большевиком - ленинцем и не прекращал своей революционной деятельности.

После февральской революции 1917 г. Тверской комитет РСДРП послал A.П. Вагжанову телеграмму с приглашением в Тверь. Его приезд совпал с первым Тверским губернским съездом Советов, проходившим 25—28 (12—15) мая 1917 года. Тверские рабочие встретили А.П. Вагжанова многотысячной демонстрацией. Почти все предприятия прекратили работу. Съезд Советов также выделил делегацию для встречи А. П. Вагжанова. Перед собравшимися A. П. Вагжанов выступил с краткой речью. На вопрос, кем он является по партийности, А. П. Вагжанов ответил, что он большевик.

После приезда в г. Тверь, А. П. Вагжанов становится одним из руководителей Тверской партийной организации. Он избирается на Московский областной съезд Советов. На заседании Тверского Совета 5 июня (23 мая) 1917 г. А. П. Вагжанов избирается на первый Всероссийский съезд Советов. Большую работу он ведет в Твери: выступает на общегородских партийных собраниях, митингах, ведет решительную борьбу против меньшевиков и эсеров, завоевывает массы на сторону большевиков. Од руководит подготовкой пролетарской революции в Твери, подготовкой и проведением губернской партийной конференции и второго губернского съезда Советов. На губернской партийной Конференции он был включен в список кандидатов в Учредительное собрание. В Октябрьские дни 1917 г. в Твери создается ревком. Товарищ Вагжанов является членом ревкома, ведет ожесточенную борьбу с контрреволюционной городской думой. На втором губернском съезде Советов А.П. Вагжанов избирается председателем Тверского губернского исполнительного комитета Советов. На этом посту он ведет борьбу за укрепление Советской власти в Тверской губернии, создает губернские органы власти, очищает советский аппарат от чуждых и разложившихся. людей. Будучи первым председателем Тверского губернского исполнительного комитета Советов рабочих и солдатских депутатов А. П. Вагжанов проявляет большие организаторские способности.

Но в этой большой и напряженной работе он не чувствовал поддержки со стороны некоторых работников, примазавшихся к партии, а позднее разоблаченных как троцкисты или правые оппортунисты. Кипучая работа расшатала и без того плохое здоровье А.П. Вагжанова.

Весной 1918 года он уехал в Сибирь в надежде, что резкий континентальный климат укрепит его здоровье. По приезде в г. Читу он полностью отдается партийной работе. Его избирают комиссаром труда, он работал председателем Чрезвычайной следственной комиссии при Читинском революционном трибунале, а затем в должности комиссара продовольствия, А. П. Вагжанов выполнял самые трудные поручения. В конце августа, 1918 года город Чита был занят белыми и чехами. А. П. Вагжанов уехал во Владивосток, где пробыл два месяца. Вернулся он под другой фамилией и переехал в Бийск, а оттуда в Верхнеудинск (ныне гор. Улан-Удэ, столица Бурят-Монголь­ской АССР). Здесь он установил, связь с подпольным комитетом большевиков и стал во главе комитета. Под фимилией Марихин в Нижней Березовке под Верхнеудинском он «работал» сторожем общества потребителей «Экономия». Зверский разгул белого террора не пугал «Петровича» («Петрович» - подпольная кличка А.П. Вагжанова). Он был избран председателем Прибайкальского подпольного комитета большевиков и выполнял эту раооту с присущей ему энергией и страстностью.

В марте 1919 г. он отправился в Омск, на вторую Всесибирскую партийную конференцию большевиков и участвовал в работе конференции, где был избран членом Сибирского областного подпольного - комитета РКП(б). Полный сил и новых планов, он вернулся в Верхнеудинск и ознакомил членов подпольного большевистского комитета с решениями конференции.

В мае 1919 г. А.П. Вагжанов выехал в Читу, где была его семья, а затем должен был ехать во Владивосток для, подпольной работы по заданию Сибирского областного комитета РКП(б). Но здесь он допустил досадную оплошность надеясь на свой громадный опыт по одурачиванию шпиков, поехал в Читу не загримировавшись. По приезде в Читу он остановился в гостинице и в ту же ночь, по доносу предателя, А.П. Вагжанов был арестован контрразведкой банды семеновцев.

Белобандиты семеновцы подвергли А.П. Вагжанова страшным пыткам: его жестоко избивали, насильно поили водой с перцем, доводили до полной потери сознания. Пытками и истязаниями белобандиты нанесли тяжелые повреждения А. IП. Вагжанову, они настолько изуродовали его, что жена, пришедшая нелегально к нему на свидание, не узнала его. Но никакие пытки не сломили большевистской воли Александра Петровича, он ничего не выдал врагу. После пыток и избиений 2 июня 1919 года белогвардейский военно-полевой суд приговорил А.П. Вагжанова к смертельной казни. Перед смертью он сумел передать записку жене. В этой предсмертной записке он писал:

«Прощай, дорогая Маша! Прощайте, Валя и Таня! Сейчас четыре часа утра – ведут расстреливать. Машенька, не грусти. Не грусти, голубушка. Постарайся поехать домой, в Тверь. Маша, не верь, голубушка, никому кто будет говорить обо мне худо. Ни перед кем я не виноват, много сделал я добра – ты это знаешь. Если уж суждено умереть, пусть умру я. Детей береги и знай, Маша, что другого отца у них такого не будет. Ведь и партийная работа была направлена на добро – не виноват я, что все это так получилось. Прощайте!»

Отец и муж А. Вагжанов
5 июня 1919 года

6 июня 1919 года А.П. Вагжанов был расстрелян. Это была большая потеря не только для Прибайкальской партийной организации, председателем подпольного комитета, которой он был, но и для всей партийной организации Сибири и Дальнего Востока. Так погиб на своем боевом посту старый большевик-подпольщик. Всю жизнь он боролся за дело рабочего класс, не кривя душой и не сходя с ленинского пути. Память о нем не умрет никогда.

Источник: лектор Калининского горкома КПСС В.Платов