понедельник, 12 декабря 2011 г.

Легкая промышленность: вчера, сегодня, завтра.



Легкая промышленность в нашей стране, пожалуй, единственная из десятков отраслей экономики никогда не переживала свой «золотой век». Во времена Советского Союза отрасль никто специально не развивал, этот сегмент имел скорее прикладной характер, способствующий масштабным промышленным планам и обороне. Тем не менее комбинаты по производству шерстяных и хлопчатобумажных тканей выпускали качественную по тем временам продукцию, а кожевенники шили обувь. Не модельную, конечно, зато «основательную», советскую...




После распада СССР, в 1990-е годы, объемы производства в легкой промышленности сократились стремительно и существенно, вплоть до 85%. В начале перестройки в отрасли сложилась экстремальная ситуация, когда предприятия были вынуждены перепродавать имеющееся и завезенное в страну оборудование, а также сырье в Турцию и Китай, где тогда начинался бум развития легпрома. Это, как мы помним, в свою очередь, послужило началом формирования непрозрачного, неконкурентоспособного и нецивилизованного рынка челноков и карго-перевозок. В этот период множество предприятий разорились. Явные признаки коллапса можно проследить по динамике объемов выпускаемых в стране тканей. Анализ показал, что начиная с 90-х годов, когда произошло резкое падение объемов производства во всей легкой промышленности страны, выпуск сырья неуклонно снижался.




В результате с середины 90-х состояние отрасли неизменно оценивалось как критическое, несмотря на то что в конце 80-х и самом начале 1990-х государство вложило в техническое перевооружение предприятий около 2 млрд долларов. Куда ушли эти деньги — можно только догадываться. После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы не смогла удержать позитивный тренд. Сегодня, по данным официальной статистики, объем производства легкой промышленности в России в общем объеме составляет всего 0,08% — показатель, мягко говоря, не утешительный.

Источник: http://expert.ru/siberia/2011/49/gorodu-i-miru/, фото: kstu.ru, bse.sci-lib.com.



Сегодня... Тезисы выступления заместителя директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства торговли и промышленности РФ Олега Кащеева. 

Олег Кащеев, заместитель директора Департамента лесной
 и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли РФ

Итоги работы отрасли и основные направления инновационного развития 
легкой промышленности

Текстильная и швейная промышленность России сегодня – это 653 крупных и средних предприятий и около 4 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. В отрасли занято 326 тысяч человек, объем производимой продукции составляет 176,9 млрд. рублей. Следует отметить, что после кризисного 2009 года в 2010 году ситуация в отрасли стабилизировалась, был обеспечен рост объемов производства по важнейшим видам продукции по сравнению с 2009 годом и показателями, предусмотренными Стратегией. В первом полугодии 2011 года в текстильном производстве произошло снижение объемов производства по многим видам продукции. Причем наибольшее снижение к соответствующему периоду 2010 года отмечено в производстве хлопчатобумажных тканей (на 23,1%), обусловленное негативными изменениями на мировом рынке хлопка в виде резкого (почти троекратного) роста цен на него.

Падение объемов производства шерстяных тканей за этот период на 10% произошло из-за дефицита и низкого качества отечественной шерсти наряду с ростом цен мирового рынка на высококачественную шерсть. По аналогичной причине ограниченности сырьевых ресурсов выпуск льняных тканей сократился на 11,3 процента. По итогам 6 месяцев 2011 года производство трикотажных изделий уменьшилось на 1,1%, чулочно-носочных изделий – на 12%, а постельного белья – на 19,6%.Рост цен на сырье на ряду с резким  ростом затрат на топливно-энергетические ресурсы и введением повышенного размера страховых отчислений привел к падению рентабельности в текстильном и швейном производстве до уровня 5%. В результате доля убыточных предприятий в первом полугодии 2011 года составила в текстильном и швейном производстве 34,1% против 28,1% в аналогичном периоде 2010 года.

Таким образом, ситуация, складывающаяся сегодня на рынке сырья для текстильной промышленности не может не вызывать у нас тревогу. Минпромторг России в целях стабилизации ситуации на рынке хлопкового волокна в России вышел с предложением о необходимости выделения хлопкового волокна из Росрезерва предприятиям текстильной промышленности в порядке временного заимствования. Однако Минэкономразвития России посчитало, что в условиях снижения мирового объема производства хлопка и резкого роста цен на него, возврат отечественными предприятиями текстильной промышленности заимствованного хлопка в Росрезерв представляется проблематичным. И отметив, что в настоящее время объемы накопленного хлопка в государственном резерве составляют всего 51,8% по отношению к норме накопления, сочло нецелесообразным подготовку соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.

Решение о выпуске хлопкового волокна из Росрезерва до настоящего времени не принято. В сложившейся ситуации одним из путей снижения зависимости текстильной промышленности от хлопкового сырья должно стать развитие собственной базы текстильных волокон и нитей, таких как лен, шерсть, химические волокна и нити.
В настоящее время производство льна в России покрывает потребности в нем отечественных предприятий на 68%, производство химических волокон и нитей не превышает 46% потребности, почти не производится в России мериносная и тонкая шерсть. С учетом сложившейся ситуации изменилась и структура рынка текстильных волокон, в частности доля хлопкового волокна снизилась с 52% в 2008 году до 25% в 2010 году, а доля химических волокон и нитей наоборот возросла с 36% до 63%. При этом доля импортных волокон остается высокой   и составляет почти 67%. В тоже время у России есть все возможности для того, чтобы повысить степень удовлетворения отечественных текстильных предприятий отечественным качественным сырьем. Производство и переработка льна, являясь традиционной хозяйственной деятельностью ряда регионов России, может и должно стать современным, перспективным и успешным бизнесом. Этому будет способствовать реализация мероприятий по развитию льняного комплекса, вошедших в утвержденную Правительством России государственную программу по развитию сельского хозяйства на период до 2012 года и Стратегию развития легкой промышленности до 2020 года.

В настоящее время обеспечивается глубокая переработка льняного сырья в конкурентоспособный ассортимент текстильной продукции. При выработке бытового ассортимента используется не только длинное, но и короткое волокно (доля которого в общем балансе льняного сырья составляет 75%), за счет создания промышленной технологии производства импорто-замещающего сырьевого ресурса - модифицированного льняного волокна (котонина) и модернизации прядильного и ткацкого оборудования. Хорошую нишу при принятии соответствующих мер может занять и производство отечественной шерсти.

Современное состояние рынка отечественного химического сырья, отсутствие специальных видов химических волокон и нитей остро ставит вопрос об удовлетворении в них потребности легкой промышленности в объемах, необходимых для успешной работы предприятий и реализации Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года  в полном объеме. Потребление предприятиями отрасли химических волокон и нитей, в том числе волокон нового поколения в среднесрочной перспективе увеличится за 2010-2013 годы на 33,7% и составит в 2013 году 299,73 тыс.т, в том числе химических волокон – 186,13 тыс.т, химических нитей – 133,6 тыс.т.

Интерес представляют и попытки обеспечить в некоторых регионах производство хлопка. Эксперименты, проведенные в Астраханской области, показывают, что отечественный хлопок может оказаться вполне конкурентоспособным с импортным сырьем. Следует отметить, что помимо сырьевой составляющей, есть еще одна проблема которая требует принятия решений административного характера – это защита отечественного товаропроизводителя. Мы неоднократно отмечали, что розничный рынок продукции легкой промышленности - самый значимый рынок среди непродовольственных товаров. Его емкость составляет порядка 2 трлн. рублей. Оборот продукции в таком объеме способен приносить в бюджетную систему страны более 300 млрд. рублей. По итогам работы в 2010 году на собственно российское легальное производство приходится всего 21,6%. Существенную долю на нем занимает незаконно произведенная и незаконно ввезенная продукция легкой промышленности. Такая структура рынка снижает поступление  доходов в бюджетную систему, конкурентоспособность российских производителей, рентабельность их производства и сокращает объемы производства продукции легкой промышленности.

Стратегией развития легкой промышленности до 2020 года предусматривается увеличение доли отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке. И это - естественная и приоритетная задача на ближайшую перспективу. При этом особое внимание уделяется вопросам обеспечения российских силовых структур вещевым довольствием, что определено законодательно и является одним из важнейших элементом обеспечения национальной безопасности. Не секрет, что сегодня заказы размещаются на готовые изделия, производители тканей и других полуфабрикатов не могут принимать в них непосредственное участие, а организации – победители применяют ткани зарубежных изготовителей. В результате объем закупок отечественных тканей для выполнения госзаказа сократился по информации, полученной от предприятий, на 30-50%. Отечественные производители вынуждены сокращать объемы производства, в убыток себе содержать мобилизационные мощности. При этом замена отечественных материалов на зарубежные зачастую ведет к потере качества изделий.

Необходимо обеспечить гарантированное использование тканей российских производителей для выполнения госзаказа как единственных производителей и поставщиков данного вида изделий. Следует отметить, что действующие бюджетное и налоговое законодательства Российской Федерации не предусматривает предоставление льгот для создания новых производств в легкой промышленности, отсутствуют льготные условия и для   пилотных проектов в легкой промышленности. Это отрицательно сказывается на ходе процесса технического обновления отрасли. В итоге может так случиться, что в России производить продукцию высокой переработки станет экономически невыгодно (рентабельность у отечественных производителей не превышает 5-7%, а у импортеров – от 100% и выше) и основная цель Стратегии развития легкой промышленности России до 2020 года – технологический прорыв и инновационное развитие отрасли – окажется под угрозой недостижения.

Для решения этой проблемы государством приняты следующие меры:
- отменены ввозные таможенные пошлины на импортное оборудование, не производимое в России;
- с 2009 года отменено взимание НДС по ввозимому оборудованию, аналоги которого в России не производятся;
- осуществляется субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями легкой промышленности на техническое перевооружение, сняты ограничения по сроку действия указанных кредитов. Как показала практика это эффективная мера поддержки программ модернизации предприятий;
- в поддержку инвесторов, работающих в отрасли, осуществляются научные разработки.

Однако указанных мер для глобального технического перевооружения отрасли явно недостаточно. Необходимы дополнительные меры поддержки, на которых я уже останавливался. Только сохранив действующие мер господдержки и приняв дополнительные меры по стабилизации работы отрасли мы сможем продолжить техническую модернизацию, приступить к реализации пилотных проектов, что в конечном итоге, обеспечит динамичное развитие легкой промышленности, достижение намеченных показателей и критериев.


Источник: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/light/78


Что будет завтра? Тезисы выступления статс-секретаря - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислава Наумова.

Станислав Наумов, статс-секретарь - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации


Легкая промышленность в экономике Российской Федерации