понедельник, 21 мая 2012 г.

Михаил Клинов: Госзаказ может коснуться ряда подотраслей легкой промышленности: льняного, хлопчатобумажного направлений, меха, кожи


Как заявил в интервью «Российской бизнес-газете» Михаил Клинов, директор департамента лесной и легкой промышленности минпромторга, министерством подготовлен проект постановления правительства, по которому победители конкурсов при исполнении госзаказа в первоочередном порядке должны использовать ткани отечественных производителей.

Сегодня победители конкурсов не обязаны использовать отечественные ткани, из-за чего в ущерб качеству, но в угоду прибыли закупают для армии дешевые, но менее качественные, стойкие, экологически чистые материалы.

«Первый шаг для обязательного госзаказа - камвольные шерстяные ткани, – заявил Михаил Клинов. – Для начала надо понять, какие нужны дополнительные механизмы, инструкции, правила для того, чтобы обеспечить участие отечественных тканей в выполнении госзаказа. Затем, по аналогии, госзаказ может коснуться других подотраслей легкой промышленности - льняного, хлопчатобумажного направлений, меха, кожи».

Это, по словам чиновника, поможет сохранить предприятия, которые работают в этом сегменте. При обязательном госзаказе они будут увереннее формировать на перспективу производственную стратегию. «Наша задача - полностью обеспечить госзаказ теми видами материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, которые у нас, в России, производятся, – говорит Михаил Клинов. – Ассортимент очень большой - от портянок и нательного белья до верхней одежды, шуб, тулупов. Плюс кожаная амуниция - обувь, сумки. У силовых структур технические требования, которые предъявляются к этой продукции, четко регламентированы. В зависимости от ее назначения используются разные материалы, с разными характеристиками. Если нательное белье - то это хлопчатобумажный трикотаж, если полевая форма, летняя или зимняя, - то это смесовые ткани, полиэфир с вискозой или полиэфир с хлопком. Есть китель и брюки, парадно-выходная и парадная форма в зависимости от звания военнослужащих. Для солдат - полушерстяная форма. Для генералитета - шерсть высочайшего качества».

В ответ на вопрос, каким образом будут отбирать предприятия для участия в гособоронзаказе, Михаил Клинов указал, что сначала будет создан специальный реестр таких предприятий. Для этого они должны будут пройти технический аудит производства и экспертизу выпускаемой продукции по всей технологической цепочке: указать, какие технологии применяют, какие химикаты, фурнитуру. При этомв законодательство будут внесены изменения о том, что участниками гособоронзаказа могут быть только те предприятия, которые включены в реестр. Причем это касается как производителей готовых изделий, так и производителей полуфабрикатов, которые используются головным исполнителем.

Контролировать аудит, вести реестр может как «Рособоронзаказ», который формирует весь оборонзаказ, так и министерство обороны как заказчик. В-третьих, отраслевые эксперты, саморегулируемые организации - союзы, ассоциации, которые могут выдавать четкое заключение по каждому предприятию, задействованному в госзаказе.

ИСТОЧНИК: РИА МОДА

Легкая промышленность России: что есть? что было? что будет?


В опубликованном отчете Минпромторга Российской Федерации за 2004-2011 годы подведены итоги реализации промышленной политики в России и определены перспективы развития до 2020 года. Министерство считает, что федеральные программы, инновационные проекты, предоставляемые субсидии на техперевооружение и увеличение объемов высокотехнологичного экспорта, станут мерами, повышающими конкурентоспособность продукции легкой промышленности и обеспечивающие долгосрочность ее развития.
В отчете министерства отмечается, что для обеспечения занятости населения, повышения жизненного уровня граждан, стабильной работы смежных отраслей промышленности, обеспечения экологической, экономической и стратегической безопасности страны крайне важно развитие легкой промышленности.
На сегодняшний момент в легкой промышленности насчитывается 384 тыс. человек, 75% из них составляют женщины. 220 тыс. человек работают на крупных и средних предприятиях, производящих около 70% продукции отрасли, многие из предприятий отрасли являются градообразующими. Однако доля малых предприятий значительна в секторе трикотажного, швейного и мехового производства. Рынок продукции легкой промышленности имеет следующую структуру: продукция для силовых структур, продукция производственно-технического назначения и розничный рынок конечной продукции. 
За период с 2004 по 2011 годы министерство выделяет следующие ключевые решения и события в сфере легкой промышленности:
  • 1 июня 2009 года разработана Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года. Документ одобрен на заседании Президиума Правительства Российской Федерации и утвержден приказом Минпромторга России;
  • Создана Межведомственная комиссия по борьбе с контрабандной и контрафактной продукцией легкой промышленности и утвержден план совместных действий по защите внутреннего рынка от незаконного ввоза на территорию Российской Федерации продукции легкой промышленности (приказ Минпромторга России, МВД России и ФТС России от 23 декабря 2008 года № 341/1633/1170);
  • 28 декабря 2010 года создана Межгосударственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности в рамках Таможенного союза;
  • в 2011 году увеличен размер субсидий по кредитам на сырье и материалы;
  • Правительством Ивановской области разработан, а Минпромторгом России одобрен к реализации, пилотный проект по организации производства полиэфирных волокон и нитей на территории области, ориентированный на выпуск инновационных конкурентоспособных товаров легкой промышленности;
  • В рамках реализации важнейшего инновационного проекта «Текстиль» проведена модернизация ОАО «Брянский камвольный комбинат», запущены новые линии по производству мембранных тканей на ОАО «Кагов корпорейшен» 
  • Полностью переоборудована и пущена в эксплуатацию Шуйско-Тезинская прядильная фабрика, оснащенная современным импортным оборудованием и передовыми технологиями;
  • ОАО «Альянс «Русский текстиль» запустил в эксплуатацию Тейковскую швейную фабрику № 1. На фабрике установлено 112 единиц новейшего швейного оборудования;
  • Открылось новое текстильное производство в г. Вичуга - прядильная фабрика промышленной группы «Роско» с объемом производства 100 тонн пряжи в год;
  • В городе Великий Новгород пущена в эксплуатацию швейная фабрика «Снара» с годовым выпуском женской одежды в объеме 1 млн изделий. Затраты на создание предприятия составили 8,5 млн евро;
  • Начата реализация проекта «Развитие льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации». Реализован первый этап, создано более 300 новых рабочих мест;
  • В Ивановской, Костромской, Вологодской, Ярославской и Волгоградской областях разработаны пилотные проекты по развитию предприятий легкой промышленности; 
  • Модернизированы крупные предприятия отрасли, обеспечивающие до 70% выпуска обуви: компании «Ральф рингер» (Московская обл., г. Зарайск), «Егорьевскобувь» (Московская обл.), «Обувная фирма «Юничел» (г. Челябинск, г. Оренбург, г. Курган), компания «Фарадей» (Тамбовская обл.), ООО «Курскобувь» (детская обувь, г. Курск), ООО «Производственная фирма «Лель» (детская обувь, г. Киров), ЗАО МОФ «Парижская коммуна» (рабочая обувь, г. Москва).
Однако на сегодняшний день одной из основных экономических проблем, ограничивающих возможности роста российской легкой промышленности, является неравноценные условия конкуренции отечественных товаров на внутреннем рынке из-за большого объема ввоза нелегальной продукции и незаконного производства контрафактной продукции. По этой причине бюджет страны ежегодно недополучает около 300 млрд. рублей (неуплата НДС и ввозных пошлин на продукцию теневого сектора).
Отечественные производители, «конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией легкой промышленности, чтобы удержать свои позиции на рынке, вынуждены снижать цены на свою продукцию, что приводит к сокращению размера получаемой ими прибыли, к снижению налоговых отчислений в бюджет, а также к другим негативным последствиям экономического и социального характера.
Сырьевая база легкой промышленности—второй по значимости ключевой фактор, влияющий на работу отрасли, поскольку доля сырья в себестоимости составляет порядка 70%, а для производства новых видов конкурентоспособных товаров необходимо сырье высокого качества. В настоящее время отечественная текстильная промышленность в значительной степени зависит от импортируемого сырья: 100% хлопкового волокна ввозится из-за рубежа, производство химических волокон и нитей в России не превышает 46% потребности в них отечественных предприятий. Большинство видов полиэфирных волокон и нитей импортируется, отсутствуют отечественные термоэластопласты, полиуретаны, натуральный шелк, почти не производится в России мериносовая и тонкая шерсть.
Таким образом, учитывая зависимость России от поставок дорогого импортного хлопкового волокна, шерсти и химических волокон, приоритетным направлением в сырьевом обеспечении отрасли должны стать мероприятия по стимулированию развития и созданию собственной качественной сырьевой базы - в первую очередь льна, шерсти, кожи, меха, химических волокон и нитей, вискозы, т. е. тех видов сырья, для производства которых в России есть практически все условия.
Развитие легпрома РФ осуществляется в соответствии с документом перспективного развития – «Стратегия развития легкой промышленности России до 2020 года». Основная идея данного документа - технологический прорыв отрасли и достижение 50% доли отечественной продукции на внутреннем рынке за счет создания привлекательных инвестиционных механизмов, а также системной работы по сокращению нелегального импорта и неучтенного производства продукции легкой промышленности.
Стратегия развития легкой промышленности России до 2020 года предполагает реализацию следующих мер государственной поддержки отрасли:
1.    Бюджетное финансирование НИОКР.
2.    Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на сезонную закупку сырья и материалов. 
3.    Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку технологического оборудования. 
4.    Возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам. 
5.     Борьба с контрабандной и контрафактной продукцией (доля контрабандной и контрафактной продукции на внутреннем рынке 35,0%). 



Для поддержки инвесторов отменены ввозные таможенные пошлины на импортное оборудование, не производимое в России, а с 2009 года отменено взимание НДС по ввозимому оборудованию, аналоги которого в России не производятся, что позволяет предприятиям легкой промышленности привлекать дополнительные денежные средства в оборотный капитал, повысить на 2—5% рентабельность продукции, снизить себестоимость продукции на 5—8%, стимулирует кредитные организации направлять финансовые ресурсы в реальный сектор экономики. 
Наиболее привлекательный сегмент рынка - сектор товаров конечного спроса, как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса. Поэтому увеличение доли товаров, производимых для розничного товарооборота, представляется естественной приоритетной задачей с точки зрения обеспечения эффективности работы отрасли.
Таковы основные достижения предприятий легпрома России и перспективные направления развития отрасли, по мнению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Источник: РИА МОДА