среда, 28 декабря 2011 г.

В Израиле создали "Супер-хлопок"



Юрий Пинхасов из компании "Зраим Гедера" побил свой же мировой рекорд, создав сорт супер-хлопчатника, дающего в разы больше продукции, чем выращиваемый в Узбекистане. "У нас плохая земля и плохая вода, но отсутствие выбора - самый сильный фактор мотивации", - утверждает он.
А предыдущий сорт хлопчатника, выведенный Пинхасовым, позволяет получить "лишь" 23,4 центнера хлопкового волокна с гектара. До того были десятки других выведенных им же сортов, которыми сегодня пользуются практически во всех странах мира, где производится хлопок: от Греции, Турции, Эфиопии, Эритреи и Мадагаскара, до республик СНГ. В 2005 году почти 70% площадей в Израиле, отведенных под хлопчатник, были "заняты" сортами Пинхасова, а сегодня этот показатель приближается к 100%.



"Я начал работать в "Зраим Гедера" сразу после репатриации, 20 лет назад. Там искали специалистов моего профиля. Не буду хвастаться, и без меня в Израиле создавали сорта хлопчатника, которые били все мировые рекорды. Я использовал свои знания и наработанный местными коллегами опыт и в результате удалось создать новые сорта, за которыми теперь буквально "охотятся" производители. Ведь разница в объемах производимой продукции получается огромная", - заявил Пинхасов порталу IzRus.

Лауреат премии фонда Сэма Гамбурга (американского миллионера, создавшего в Израиле первое хозяйство по производству хлопка) рассказал, что во время визита сюда, 13 лет назад, президент Узбекистана Ислам Каримов пожелал встретиться с ним лично, чтобы обсудить вопросы сотрудничества. "Узбекистан же является крупнейшим производителем хлопка на постсоветском пространстве. У них прекрасная земля, огромное количество воды хорошего качества. А сравниться с нами они не могут, тратя в пять раз больше воды на полив хлопчатника, чем мы. Я ездил туда год, инспектировал, проводил семинары, помогал продвинуть их хозяйство", - рассказал собеседник портала IzRus.

По его словам, успехи израильтян в этой отрасли вызваны именно тем, что у нас в стране буквально ничего нет. "Воды мало и она очень плохая — хлопчатник этого не любит. Земли тоже мало и в ней имеется песок, хлопчатник и этого не любит. Но у нас просто нет выбора и мы добираем упорством и своими мозгами там, где нет ресурсов. Мы не можем позволить себе производить меньше, чем можно достичь при максимальных усилиях. Отсутствие выбора - самый сильный фактор мотивации для нашего хозяйства во всех отраслях", - отметил Пинхасов.

Работая в оранжерее, что позволяет ему собирать три урожая в год, селекционер продолжает исследовать различные сорта хлопчатника, отбирая нужные качества для будущих "рекордсменов" - крепость волокон, устойчивость к болезням. На выведение некоторых сортов у него уходило про пять-шесть лет, но затем они принесли всемирную славу отечественному сельскому хозяйству. Несколько лет назад на одном из зарубежных форумов Пинхасов столкнулся с представителями иранских компаний - производителей хлопка и селекционерами из этой страны: "Они хорошо знают о наших разработках, об урожаях. Названия наших сортов у них были на устах. Я подошел и сказал, что было бы неплохо когда-нибудь вместе поработать в этой сфере, и один из иранцев, подняв глаза вверх и с грустью мне ответил "Иншалла".