понедельник, 19 ноября 2012 г.

"Легкая промышленность, Курьер" : Цифровое будущее становится ближе


В последнее время многие специалисты в области текстиля заговорили о буме цифровой печати. И хотя доля рынка, которую занимает на сегодняшний день цифровая печать по ткани, не велика (по сравнению с традиционными способами отделки), интерес к модернизации со стороны производителей налицо. Чего же ждать в ближайшем будущем? Каковы перспективы отделки текстиля? Обо всем об этом Роберто Боб Марчесотти рассказал журналу "Легкая промышленность, Курьер".
- Давайте начнем с мировых тенденций использования цифровой печати. Как бы вы охарактеризовали процессы, происходящие в текстильной индустрии? ( С учетом недавней выставке Citma в Шанхае).
- Что касается тенденций, конечно, все сейчас движется в сторону цифрования. В обозримом будущем цифровая печать еще не сможет заменить классическую, особенно в массовом производстве. Там по-прежнему будет использоваться трафаретная печать. А вот в специализированной печати на различных носителях и печати малыми партиями уже сформировался совершенно четкий тренд: цифровая технология печати выходит на первый план.
- Какие возможности дает цифровая печать с точки зрения сокращения цикла подготовки новых дизайнов, изготовления небольших партий ткани и развития производства в целом?
- Одно из серьезных ограничений аналоговой печати - необходимость изготовления шаблонов. Это не только серьезно удлиняет процесс подготовки нового дизайна, но и влечет за собой значительные затраты. Отдельный шаблон (или трафарет) изготавливается для каждого цвета, который используется в рисунке. То есть для тех дизайнов, в которых используется много цветов, необходимо несколько трафаретов. Тем самым требуются серьезные первоначальные затраты, вне зависимости от объемов ткани, которые вы в итоге напечатаете. Стоимость каждого шаблона (то есть каждого отдельного цвета на рисунке) составляет от 1000 до 2500 евро. На один дизайн нужно от пяти до десяти шаблонов. То есть подготовка десятицветного дизайна будет стоить около 2,5 тысяч евро. Такие затраты имеют смысл только при изготовлении больших партийА что касается цифровой печати, она не требует таких вложений. Стоимость печати складывается только из цены чернил, энергии и рабочей силы, и, естественно, амортизации оборудования. Она колеблется в диапазоне от 80 центов до 1,20 евро (в зависимости от устойчивости чернил и некоторых других параметров). Именно поэтому при изготовлении малых партий у цифровой печати появляется неоспоримое преимущество.
Изготовление небольших партий ткани сегодня актуально для изготовления не только одежды, но и аксессуаров, предметов роскоши, в которых необходимы определенные цветовые сочетания.
Не случайно цифровая печать в настоящее время представляет собой наиболее быстро растущий сегмент рынка. Впрочем, сегодня на нее приходится лишь около 2% от общих объемов производства. Интерес к цифровой печати принципиально возрастет после того, как снизится стоимость чернил. Этот процесс идет уже сейчас. 
- Вы говорите, что сегодня доля цифровой печати – около 2%. А какую долю рынка цифровая печать сможет занять в обозримом будущем?
- Я думаю, что речь может идти о 12-15% в течение последующих 10 лет. У этого сегмента большой потенциал.
- Считается, что сейчас Азия является центром аналоговой печати, а Европа развивает передовые цифровые технологии. Это так?
- Да. Индия, Пакистан, Китай, Бангладеш активно развивают аналоговую печать. Хотя цифровая печать имеет тенденцию к росту и там. В том же Китае установлено немало цифрового оборудования. Откровенно говоря, его там даже больше, чем в Италии, которая считается лидером в цифровой печати по ткани. Но в Китае пока используются дешевые принтеры. Китайские производители еще не вышли на индустриальные объемы цифровой печати, хотя процесс модернизации там набирает темпы.
Европа – безусловный лидер в этом отношении. И особенно сильные позиции у цифровой печати в Италии. Объясняется это, главным образом, тем, что в этой стране очень развиты fashion-рынок, производство изделий из шелка, аксессуаров. Все это требует печати на сложных носителях. Например, коже для сумок. Это та продукция, которая должна следовать моде и иметь малые тиражи. При этом дорогостоящий материал, который используется в производстве, делает потери недопустимыми. Все – от первого до последнего метра – должно быть использовано с максимальной пользой. А это идеальная ситуация для цифровой печати. Именно в этом сегменте цифровая печать проявила себя в полную силу, и после этого ее «волны» стали расходиться в других направлениях.
- Россия находится между Европой и Азией. Как у нас обстоят дела с развитием цифровой печати? Насколько готовы российские предприятия к модернизации?
- Поскольку цифровая печать по определению придает ткани дополнительную добавленную стоимость, эта технология бурно развивается там, где есть достаточное количество состоятельных людей, сформированный средний класс. В России средний класс довольно быстро растет, растут и его потребности, а значит, здесь появляется больше перспектив для развития технологии цифровой печати на ткани.
Что касается готовности к модернизации, ситуация в России такая же как и в других странах. Есть компании, которые уже готовы к переменам. Но роста сегмента цифровой печати стоит ожидать скорее не от существующих предприятий, которые могли бы модернизировать старое производство, а от тех компаний, которые рассматривают установку цифрового оборудования как возможность начать новый бизнес.
- На какой процент цифровой печати может выйти Россия?
- Я думаю, что Россия скорее тяготеет к верхней границе – 12-15%. Пока этот сегмент у вас почти не развит, но это скорее плюс. Китай сейчас не может провести перевооружение отчасти из-за того, что там много цифровых машин прошлого поколения. И производителям трудно решиться на их замену. А в России речь идет не о том, чтобы заменить старое оборудование, а о том, чтобы купить новое. Это похоже на ситуацию с компьютеризацией. Если в Европе долгое время сохранялись 286-е и 486-е компьютеры, то Россия, где до этого не было почти ничего, сразу начала с «Пентиумов».
- Технологии меняются очень быстро. Какие иновации в цифровой печати сейчас на слуху? И что предлагает ваша компания?
- На мой взгляд, в ближайшее время инновации коснутся, прежде всего, разработки новых видов чернил. Цифровая печать начинала свое развитие как маленький сегмент. Использовались чернила одного вида. Сейчас в ходу несколько видов красителей – реактивные, дисперсные, кислотные чернила, пигментная печать. В этом направлении вполне возможно дальнейшее развитие.
- Насколько быстро могут окупиться проекты по модернизации производства, направленные на установку оборудования для цифровой печати?
- Сегодня окупаемость проектов составляет год-полтора.
- Вы наверняка изучали состояние текстильной отрасли России. Ваш прогноз: как она будет развиваться?
- Есть продукция, которая характерна для России. Это плотные хлопчатобумажные ткани для домашнего текстиля, российский лен. Эти ткани обладают серьезным экспортным потенциалом, имеют успех на международном рынке. Возможности для России кроются в использовании передовых технологий, которые сразу дадут стране преимущества. Тем более что на азиатском рынке тоже не дремлют, там проявляют все больше гибкости.
- Скажется ли каким-либо образом на российской легкой промышленности вступление страны в ВТО?
- Любой протекционистский рынок связан с определенными ограничениями. Именно таким был до сих пор рынок России. Так что воздействие будет, поскольку снизятся ввозные пошлины на значительную номенклатуру изделий. И я понимаю опасения многих производителей. Но нельзя не учитывать того, что для российских предприятий также будет открыть мировой рынок. Для России – это потенциал для роста уже в международной среде.

Источник: журнал "Легкая промышленность, Курьер"