Все чаще
предприятия текстильного комплекса России становятся неконкурентоспособными. В
середине марта Российский союз предпринимателей текстильной и легкой
промышленности (РСПТЛП) и другие экспертные структуры направили в федеральные
ведомства предложения по преодолению негативных тенденций в текстильной
индустрии. Об этом и многом другом "РБГ" рассказал президент РСПТЛП,
руководитель профильного комитета Торгово-промышленной палаты РФ Борис Фомин.
- Каковы основные проблемы текстильной индустрии?
- Принимаемые государством меры пока не решают главной задачи -
обновления основных фондов. В то же время, например, в США, Китае, Турции,
Вьетнаме, Беларуси и других странах ближнего зарубежья, текстильная индустрия
работает на технологической основе, своевременно обновляемой с прямой или
косвенной помощью государства. По всем видам производства текстильной и легкой
промышленности произошло падение в 6, а то и в 10 раз за последние 15 лет.
Степень физического износа оборудования превышает 60%. Без принятия комплексных
мер работу в отрасли могут потерять, в связи со вступлением России в ВТО,
120-140 тыс. человек, а общеотраслевые потери оцениваются в 2,7 млрд рублей в
год. Вдобавок изменения в системе закупок вещевого имущества (ликвидация
техслужб и института военных представителей заказчика; допуск к торгам
посредников и иностранных производителей по готовой продукции и комплектующим),
при которых определяющим критерием стала только цена изделия, а не его
технический уровень и качество, привели к резкому ухудшению качества продукции.
И к нарушению добросовестной конкуренции, точнее, к отстранению от выполнения
госзаказа многих российских производителей готовой продукции и полуфабрикатов.
Для минимизации расходов исполнители госзаказа все шире используют
иностранную комплектацию (ткани, мех, кожу и т. п.), как правило,
неудовлетворительного качества. Это подрывает репутацию готовой российской
продукции. Так, в закупаемой продукции для нужд обороны доля иностранных тканей
- в основном китайских - в 2011 году составила 74%, а импортных кожевенных
товаров в обуви - более 50%.
Серьезный ущерб продолжает наносить сбыт контрафактных и незаконно
ввезенных товаров из стран Южной, Юго-Восточной Азии, Китая, Турции. Плюс
дорожание на мировом рынке текстильного сырья и ограниченность отечественных
сырьевых ресурсов для текстильной индустрии.
- Что же предлагаете для исправления ситуации?
- Включить в федеральную программу "Национальная
технологическая база" спецраздел "Инновационное технологическое
оборудование для текстильной и легкой промышленности". Он будет нацелен на
государственно-частное финансирование принципиально нового отечественного
оборудования для текстильщиков. Что позволит, в частности, ускорить замещение
импортного хлопка российским льном.
Предложено освободить предприятия на 5 лет от налога на прибыль -
в части прибыли, направляемой на закупку нового оборудования, а также
субсидировать 100% размера ставки рефинансирования по кредитам и платежам,
привлеченным на техническое перевооружение. Целесообразно, на мой взгляд,
отменить на три года ввозные пошлины и НДС на оборудование для текстильной
индустрии, которое не производится в России. Кроме того, предлагается усилить
контроль за импортными текстильными и кожевенно-обувными товарами, а также за
содержанием в этих товарах опасных веществ.
- Многие эксперты полагают, что комплексное возрождение
льняной отрасли вызволит из кризиса другие текстильные отрасли. Это так?
- Такие оценки справедливы. Развитие льняного комплекса России
становится одним из стратегических приоритетов текстильной индустрии. В этой
связи требуются новые льноводческие и льноперерабатывающие проекты в
Вологодской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, других регионах.
Как и проекты расширения сырьевой базы по высококачественному льносырью. Ныне
осуществляется целевая программа "Развитие льняного комплекса России на
2008-2012 годы". Реализация программы позволила улучшить технологию
возделывания льна и существенно повысить урожайность. В 2011 году, в переводе
на льноволокно, она составила 9 ц/га против 6,1 ц/га в 2006 году. Но, как
правило, разрозненные меры, "несопряженность" технологических звеньев
- от поля до производства и сбыта готовой льнопродукции - затрудняют развитие
этого сектора. Поручением правительства РФ от 23 ноября 2011 г . предписано
разработать и принять федеральную программу "Развитие льняного комплекса
России на период до 2020 года". Надеемся, что ее реализация выведет
льняной комплекс и следом всю текстильную промышленность на принципиально новый
уровень производства и ассортимента.
Источник: Российская газета