Источник: Торгово-промышленные ведомости
На сегодняшний день Россия является одним из самых желанных рынков сбыта для большинства мировых компаний. Россиянин – идеальный потребитель, ведь по статистике наши граждане ходят по магазинам в среднем 2 раза больше, чем в любой другой стране. Потребительский рынок растет, конкуренция становится острее и ритейлеры вынуждены придумывать новые способы борьбы за покупателя. Об этом говорили участники XVIII Международного саммита «Торговля в России», который прошел в Торгово-промышленной палате России.
На сегодняшний день Россия является одним из самых желанных рынков сбыта для большинства мировых компаний. Россиянин – идеальный потребитель, ведь по статистике наши граждане ходят по магазинам в среднем 2 раза больше, чем в любой другой стране. Потребительский рынок растет, конкуренция становится острее и ритейлеры вынуждены придумывать новые способы борьбы за покупателя. Об этом говорили участники XVIII Международного саммита «Торговля в России», который прошел в Торгово-промышленной палате России.
На саммите было зачитано приветствие президента ТПП Сергея Катырина, который отметил важность развития розничного рынка.
Объем розничной торговли в России за последний год вырос на 7% и составил примерно 600 млрд долларов, или 12,5 трлн рублей. Причем на Москву и Санкт-Петербург приходится лишь шестая часть этой суммы. Такие данные привел в своем выступлении на саммите «Торговля в России» (Retail in Russia) председатель комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Борисов.
Оптовый рынок растет чуть медленнее – 4,6% за год, зато объем к концу прошлого года достиг 38 трлн рублей. И хотя общие тенденции развития ритейла совпадают с мировыми, российские покупатели имеют свои особенности. Например, участники саммита отмечают, что сектор непродовольственных товаров опережает продуктовый по темпу роста. По словам председателя правления «Руспродсоюза» Максима Протасова, предприятия переходят к более современным форматам. В прошлом году закрылись 9,5% открытых рынков, их место заняли ярмарки выходного дня или торговые павильоны. При этом, как отметил Протасов, 7% современных торговых точек дают 60% общего розничного оборота.
Законодатели в лице директора департамента госрегулирования внутренней торговли Минпромторга Олега Сазонова пообещали в этом году ряд изменений. Внесение сведений о компании в торговый реестр станет обязательным, уже в марте – апреле изменится закон о правилах продажи. В частности, перемены коснутся алкоголя и табака. Напомним, что с 2013 года продажа пива в нестационарных торговых точках или в палатках будет запрещена. Зато Олег Сазонов выразил мнение, что Минпромторг не поддержит идею регулирования товарных наценок.
Несмотря на очевидные успехи, проблем у отрасли также хватает. В 2011 году российская X5 Retail Groupобогнала McDonald’sв списке мировых лидеров по совокупному доходу для акционеров. В то же время в компании отмечают падение или, по крайней мере, отсутствие роста потребительской активности. Снижение оборотов признают и крупные торговые центры, часть которых фактически стали убыточными. Причиной тому не только спад платежеспособного спроса, но и рост расходов на транспорт и аренду. И если для магазинов с большими площадями цены пока еще сносные, то для владельцев 100–200-метровых точек аренда становится непосильной. Дороже всего обходятся площади в аэропортах. Например, магазины duty-freeв столичных аэровокзалах ежемесячно отдают по 4500 долларов за квадратный метр.
Особенно страдают владельцы модных бутиков. Высокие цены на одежду в России удивляют не только самих россиян, но и иностранцев. Ритейлеры фэшн-индустрии считают, что причины такого положения в таможенных правилах. Официально за ввоз одежды в Россию взимается 10-процентная пошлина, однако существует также весовая составляющая. За каждый килограмм швейной продукции приходится платить по 4 евро. Фактическая ввозная пошлина достигает примерно 25%. Соответственно, каждая вещь в итоге становится на четверть дороже.
Жесткая таможенная политика объясняется просьбами российской легкой промышленности. Таким способом государство пытается защитить отечественного производителя. Однако, считают участники рынка, эти меры скорее напоминают попытки плыть против течения. Китай, Турция и другие страны, где производится текстильное сырье, стали фактически мировыми монополистами в легкой промышленности, имея дешевую рабочую силу. В Китае средняя зарплата рабочего швейной фабрики составляет примерно 260 долларов, в то время как в России – более 400 долларов. Однако эти цифры вызывают сомнение, так как, по данным Росстата, сотрудники текстильных предприятий получают в среднем 7500 рублей, то есть 254 доллара.
Впрочем, причины не только в этом. По данным экспертов отрасли, за последние несколько лет в два раза подорожали хлопок и овечий пух, а мех вырос в цене на 20%.
Представители фэшн-ритейла не видят перспектив для всей российской легкой промышленности и предлагают государству перестать оказывать помощь заведомо неэффективному сектору.
Тем не менее, приговор российскому текстилю не окончательный – оказывать поддержку традиционно успешным направлениям, например, недорогой деловой одежде, необходимо. Как признает президент Finn FlareКсения Рясова, некоторые товары, например носки, произведенные в России, хоть и стоят несколько дороже, зато их качество намного выше китайских. Всего же компания шьет на родной территории только 7% своей продукции.
Единственное спасение для отраслей, которым вступление в ВТО грозит полной гибелью, ритейлеры видят, как ни странно, в поиске национальной идеи. По мнению лидеров розничной торговли, Россия должна наконец сделать выбор между европейским и азиатским путями развития. В данном случае Азия олицетворяет промышленную мощь и дешевую рабочую силу, а Европа – мощный интеллектуальный ресурс и имиджевые товары. В конце концов, и лучшим мировым компаниям приходится переносить производство в Китай и Турцию, однако маркетинговые стратегии, линейку продукции и сами бренды страна происхождения оставляет за собой. Государство в этих условиях поддерживает уже не сами фабрики, а те компании, которые производят, пусть и на чужой территории, товары для отечественного потребителя или готовы завоевывать российским брендам мировой рынок. Ведь американские джинсы, французское нижнее белье и итальянские костюмы не теряют своей популярности, где бы они ни были произведены.
Анастасия Казимирко-Кириллова,
Фото: Сергей Губин,